В Абхазию на машине из Москвы, наш отзыв. Трасса М4

Дата: 27 Apr, 2022      Рубрика: Европа, Абхазия

Статья написана в 2020 г, отредактирована по ценам платной дороги и специфике абхазского ГАИ в 2022 г.

Как добраться в Абхазию из Москвы на самолете, поезде и других видах транспорта, читайте в нашей статье:
«Из Москвы в Абхазию, как добраться?»

Пандемия заставила большинство людей пересмотреть свои пристрастия к путешествиям. Стали более привлекательны для летнего отпуска Крым и курорты Краснодарского края, которые трещат по швам, потому что на них ломанулись все многочисленные любители заграничного отдыха.

И тут мы вспомнили про Абхазию, которая пользуется не такой большой популярностью у наших соотечественников, а ещё это единственная заграница, для поездок в которую и по возвращении тест делать не надо.

Почему мы решили ехать в Абхазию  именно на машине? Потому что было лето 2020 и совершенно не хотелось посещать места большого скопления людей, а потом со всеми этими людьми лететь в самолёте, потом в какой-нибудь маршрутке и т.п. Тем более, что вирус был ещё плохо изучен и что от него ожидать, было ещё не совсем понятно.

Данная статья не является какой-то «истиной последней инстанции», здесь просто наш опыт, который возможно кому-то поможет в планировании поездки и не только в Абхазию, но и в Крым и на курорты Краснодарского края.

  1. Маршрут в Абхазию по трассе М4
  2. Платные дороги на маршруте Москва-Абхазия
  3. ГИБДД на трассе М4
  4. Видео о дороге в Абхазию на машине
  5. Правила прохождения границы в Абхазию
  6. Дороги и ГАИ в Абхазии
  7. Парковки в городах Абхазии 

Маршрут в Абхазию по трассе М4

Первый день: маршрут  Москва – Ростов-на-Дону (1100 км)

Т.к. мы впервые поехали в Абхазию на машине, то решили наш путь разбить двумя остановками на ночь.

Первую остановку мы запланировали в Ростове-на-Дону, вторую – в Дедеркое. Обратно ехали также с двумя остановками. Но уже ночевали в Лермонтово и в Воронеже.

В принципе, если у вас в машине два водителя, то можно ехать в Абхазию из Москвы с 1 ночевкой. Например, останавливаться в Воронеже или Ростове. Но, мы решили не спешить и заодно, посмотреть города.

Итак, большую часть пути по километражу, да и по времени, вам придётся проделать по трассе М4. К самой трассе претензий нет, она нормальная, правда, с большим количеством пунктов оплаты на пути. Они особо не задерживают, т.к. много постов, кто ездит постоянно – проезжают с транспондером.

Хотя, на счёт задержек на постах, возможно, это нам так повезло – шла вторая половина августа, и народ уже больше мигрировал из Краснодарского края в Москву.

Фото трассы М4

Трасса М4
Трасса М4 на всем протяжении до Ростова-на-Дону выглядит примерно так. Однотипные пейзажи, ровная дорога

Трасса М4
По движению часто встречаются кафе и заправки

Трасса М4
Пейзажи на трассе меняются редко, зато быстро меняется чистота лобового стекла из-за мух

Трасса М4
Рядом с Воронежем встретили знак ограничения скорости 130!

Стоимость платной дороги М4

Стоимость дороги в 2020 году вышла нам в 1750 рублей в одну сторону. Это без специальной карты и без транспондера. Покупать из-за одной поездки транспондер не хотелось, но по карте есть определённая экономия.

Мы выехали из Красногорска (рядом с северо-западом Москвы) в 8:00. Навигатор объявил, что до Ростова-на-Дону ехать примерно 1100 километров. Соответственно, если вы живёте где-то на юге Москвы или в южных пригородах, вам ехать меньше, т.к. не надо всю Москву объезжать.

Стоимость дороги в 2022 году выйдет от 2245 до 2810 рублей в одну сторону для легкового автомобиля в зависимости от времени суток и дня недели (в выходной день проезд по платнику дороже), причём в 2022 году и с транспондером тоже - подробности читайте ниже

Разрешённая скорость по скоростной трассе М4 колеблется от 90 до 110 км, а в районе Воронежа мы видели знаки ограничения скорости 130 км.

По пути к Ростову-на-Дону вы можете останавливаться в туалет и перекусить в кафешках на заправках. Если вы предпочитаете заправляться на какой-то конкретной заправке, лучше сделать закладки в навигаторе с расчётом, чтобы вам гарантировано хватило бензина до следующей заправки. Хотя  на трассе М4 заправок довольно много.

На платных участках до Ростова-на-Дону встречаются бдительные сотрудники ГИБДД, но если вы ничего не нарушаете, то крайне маловероятно, что они вами заинтересуются.

Хотя, когда мы на развилке, на которой в одну сторону Краснодар, а в другую – Ростов-на-Дону – сворачивали в сторону Ростова, мы видели, как сотрудники ГИБДД в потёмках дербанили чемоданы группы молодых людей и девушек. Мы искренне надеемся, что там реально была какая-то ориентировка и т.п., и сотрудники ГИБДД действовали строго в рамках закона, но просто уж очень дурная слава у трассы М4, стоит только почитать отзывы в Интернете.

Трасса М4
Будьте бдительны на этом участке дороги, особенно если едите через Краснодар, здесь видели, как проверяли машины с пристрастием (трясли чемоданы и личные вещи)

Ночлег в Ростове-на-Дону лучше искать где-то по правую руку в сторону движения, чтобы утром не потребовалось ехать искать развороты и тратить на это время. Также не советуем выбирать жилье в центре города, т.к. центр всегда стоит в пробке, особенно по утрам и вечерам.

Второй день: из Ростова-на-Дону в Дедеркой

В Абхазию на машине
Трасса М4 в районе Горячего ключа

Следующий наш пункт маршрута и остановка на ночь  был небольшой посёлок Дедеркой. Этот посёлок находится сразу после Туапсе. Бывалые путешественники  после Ростова-на-Дону сразу без остановок пилят до своей конечной точки маршрута в Абхазии. Мы ехали не спеша. Расчёт был такой – ночуем в Дедеркое и утром выезжаем в сторону абхазской границы. Все говорят разное про время прохождение границы, поэтому мы решили перестраховаться.

После Ростова-на-Дону на дороге в сторону моря начинались многочисленные ремонты дороги и строительства эстакад. Ну, и сопутствующие этому делу пробки и временная разметка, которая после 10-кратного нанесения уже становится малоинформативной.

На съезде в сторону Батайска есть пост ГИБДД, который активно всех тормозит. На гугле было много интересных отзывов про этот пост.

Трасса М4
Внимательней после данного указателя. На съезде в сторону Батайска часто дежурят ГИБДД с плохой репутацией

Трасса М4
На катре отметили расположение поста ГИБДД. Но т.к. он мобильный, то естественно они могут перемещаться

Нас тоже тормознули. За дело, правда, - немножко подвёл Яндекс.Навигатор, который всю дорогу, показывал безупречно, а тут он не посчитал нужным сказать, что после первого съезда с кругового движения нужно будет держаться левее. Ну, и мы немного нарушили разметку, благо манёвр, в принципе, был безопасен.

Нет, можно было не нарушать, а проехать в сторону Батайска, там где-то развернуться и поехать дальше. Но очень хотелось уже добраться до перевалочного пункта.

В общем, гайцы, дежурящие на том съезде, видимо, чётко знают, как там прокладывает маршрут Яндекс. Ну, в итоге, выписали штраф за пересечение разметки 500 рублей и отпустили. В общем, курортный сбор был уплачен.

Мы решили, что легко отделались. Т.к. именно на этом пункте ДПС по отзывам останавливают многих водителей с московскими номерами, чтобы найти запрещенные предметы, заставляют делать анализ мочи, с пристрастием проверяют все вещи, которые есть в машине и т.д. В общем, мы не пугаем, но рекомендуем по возможности объезжать данный пункт ДПС.

Также мы заметили, что чаще всего гаишнике на трассе М4 останавливают хорошие дорогие машины. Так что еще один наш совет – ехать в Абхазию лучше на старенькой дешевенькой машине.

Дальше было ещё несколько пунктов платной дороги, а за ним – серпантины.

В Абхазию на машине
В сторону Туапсе дорога уже более живописная, есть небольшие серпантины и красивые виды на море (более напряжные серпантины начинаются после Туапсе и тянутся почти до Лазаревского)

В Абхазию на машине
Пробки были в основном на серпантинах и при въездах в города

В Абхазию на машине
Проезжаем мимо Лермонтово

Дедеркой – это небольшая деревенька, в которой есть пара магазинов, рыночек с разной снедью и небольшой галечный пляж. Рядом с пляжем платформа, на которой пару раз в день останавливается Ласточка, на которой можно также уехать в Сочи, Красную поляну и т.п., но там надо смотреть расписание.

Из Ростова в Дедеркой мы доехали за 6 часов. Пробки на данном отрезке дороги могут быть на серпантине в районе Горячего ключа и в приморских городах, в Туапсе и Лермонтово.

Тредий день: пробки в Сочи и пресечение границы с Абхазией

Сразу после выезда из Дедеркоя ещё один пост ГИБДД, который, судя по отзывам, также пользуется дурной славой. Но там толи директива какая-то пришла сверху, толи так сложились звёзды, но сотрудники ГИБДД не проявляли к машинам ровным счётом никакого интереса.

К чести сказать, когда мы проезжали этот пост по дороге домой, там стояли мажористые спортивные автомобили с соответствующей публикой внутри. Похоже, сильно превысили скорость и доблестные правоохранители пресекли данное нарушение ПДД.

В Абхазию на машине
Дорога в Сочи встретила нас пробками

Дорога в Сочи

Дорога от Дедеркоя до пункта пересечения границы с Абхазией (Псоу) заняла 5 часов.

Дороги в Сочи очень хорошие, но всё равно явно не рассчитанные на такой автомобильный поток, так что пришлось постоять в пробке. Плюс пробки на серпантинах. Но на серпантинах хотя бы тенёк от густой растительности, а тут сидишь, как в консервной банке и гоняешь кондиционер, чтобы не поджариться, как курица гриль. Также закладывайте время на пробки в Лазаревском. Там мы стояли два раза (по пути в Абхазию и обратно).

Оптимальные места для ночёвок в пути

Обычно опытные путешественники едут с одной остановкой – в Ростове-на-Дону. Для поездки в Крым, в принципе, это нормально, потому что границу не надо проходить.

Чтобы проехать в Абхазию, лучше приезжать на границу среди дня.

Мы делали остановки в Ростове-на-Дону и Дедеркое.

Некоторые делают первую остановку в Туле или в Воронеже.

Вторую остановку в Ростове-на-Дону, либо уже за ним, например, в районе Туапсе, Лермонтово и т.п.

Например, обратно мы решили также ехать с двумя остановками, и останавливались в Лермонтово и в Воронеже. Заодно и город немного успели посмотреть.

Платные дороги на маршруте Москва-Абхазия

Большую часть маршрута вы будете ехать по платной трассе М4 Дон. Всего на маршруте должно встретиться 17 пунктов оплаты, а полная стоимость проезда растёт от года к году. Например, в 2020 году проезд по трассе составлял 1750 рублей за легковой автомобиль без транспондера в дневное время. В 2022 году стоимость возросла.

Имейте в виду, что чеки об оплате надо сохранять. Это даёт возможность проезжать один из пунктов без оплаты. К сожалению, не могу точно сказать какой. Где-то в середине первого дня был такой.

Еще раз продублируем: стоимость дороги в 2022 году выйдет от 2245 до 2810 рублей в одну сторону для легкового автомобиля в зависимости от времени суток и дня недели.

Полную информацию о тарифах вы можете получить на официальном сайте Росавтодора в разделе тарифы.

В предыдущие годы можно было сэкономить, приобретя транспондер - в этом году расценки с транспондером или без - идентичны, а транспондер только лишь несколько ускорит прохождение вашего автомобиля через пункт взымания платы за проезд. Такие поправки вступили в силу 25 февраля 2022 года.

Теперь, чтобы сэкономить на оплате проезда с помощью транспондера, вы должны перемещаться на транспортных средствах III и IV категорий, к которым относятся большие грузовики и автобусы.

ГИБДД на трассе М4

Посты ГИБДД на трассе М4 есть как стационарные, так и мобильные. До Ростова-на-Дону всё спокойно, после Ростова-на-Дону отзывы о стационарных постах сильно портятся.

Нас остановили, но не просто так, а за нарушение. Там есть очень удачный участок, на котором Яндекс.Навигатор сперва два раза повторяет, что нужен первый съезд, а только потом, в самый последний момент, что нужно держаться левее. Имейте это в виду. Выше приводили карту участка. Ну, и смотрите видео, конечно!

Видео о дороге в Абхазию на машине (наше)

Правила прохождения границы в Абхазию

Прохождение границы из России в Абхазию занимает не особо много времени, но сделано несколько бестолково. Ну и, конечно же, как всегда задержки возникают ещё и по вине проклятого человеческого фактора со стороны пересекающих границы. Из разряда –кто-то что-то не понял, кто-то затупил, а кто-то вообще оставил машину и ушёл общаться со своими друзьями-родственниками.

Дело в том, что водитель с автомобилем проходит границу в одном месте, а пассажиры должны выйти из машины и проследовать в здание, чтобы пройти границу там.

Для прохождения границы можно использовать как Российский, так и заграничный паспорт. В загранник, во всяком случае, когда мы проходили, штамп не ставили.

Наши пограничники внимательно смотрят документы и интересуются содержимым всего автомобиля. Вверх дном не переворачивают, смотрят глазами, просят открыть все двери, бардачок, багажник и т.п.

В принципе, если вы не везёте запрещенных вещей, то проблем с прохождением границы с большей степенью вероятности у вас не возникнет. Ну, и если вам выезд за границу не закрыт по какой-то причине.

Абхазы смотрят только паспорта, выходить из машины водителю не надо, достаточно открыть багажник, чтобы его сразу закрыть. Видать, доверяют своим российским коллегам.

Мы проходили границу днем, в 13 ч. Прошли границу относительно быстро, примерно за 30 минут. Читали, что не советуют проходить границу утром, потому что можно застрять в сезон с экскурсионными автобусами. И также не советуют вставать за автобусами (можно потерять много времени в ожидании).

Дороги и ГАИ в Абхазии

(Информация обновлена в июне 2022 года)

И вот, граница пройдена, вы на территории Абхазии. Дороги здесь стали лучше, чем были, когда мы писали первоначальную версию этой статьи в 2020 году. Правда, встречаются ещё такие, как на фото ниже.

Единственное, важно внимательно смотреть на знаки ограничения скорости. Местные водители ими мало интересуются, им и разметка вообще мало о чём говорит, но вам, будучи туристом, лучше соблюдать правила.

дороги Абхазии
Дороги в Абхазии заметно хуже, чем в Сочи (на фото улица в г. Гагра)

дороги Абхазии
Улочка в Пицунде

дороги Абхазии
На дорогах в Абхазии часто можно встретить коров

Последние три-четыре года МВД Абхазии пустило директиву: туристов с российскими номерами на дорогах не останавливать и по всякой фигне не кошмарить, только за серьёзные нарушения. И до поры, до времени это, даже, соблюдалось. Но это не говорит о том, что теперь правила соблюдать не обязательно. Обязательно! Ещё более важно это потому, что в Абхазии у местных нет такого понятия, как ОСАГО - оно стало существовать только с этого года и только для туристов. Т.е. если в вас кто-то влетит – разбираться придётся на уровне, как у нас раньше было. Ну, и вкупе с манерой вождения абхазов, нужно тройное внимание.

Особенности ГАИ в Абхазии

Небольшое дополнение от 2022 года для тех, кто собирается ехать в Абхазию на автомобиле – гаишники честно «держались» последние года три и останавливали только абхазцев. Но сейчас ситуация изменилась и стали возвращаться подставы от гаишников, на которые никто официальное «добро» не давал. Мы сами лично видели, как сотрудники ГАИ остановили автомобиль с российским номером, причём региональным, и окучивали его там втроём. Может быть за дело, может нет – не можем сказать. Ну и таксист, который вёз нас обратно кое-что порассказал об особенностях национального ГАИ. И как с этим бороться – тоже.

Понятно, что мы не можем на 100% гарантировать, что всё получиться, как надо. Но, в то же время есть некоторые моменты, которые могут снизить риски и последствия таких вот подстав от ГАИ Абхазии.

1. На местных не ориентируемся. Они могут ездить как угодно, нарушая все мыслимые и немыслимые ПДД. Для туристов это недоступно. Так что ездим по знакам и ни в коем случае не нарушаем разметку. Иногда гайцы специально запускают какой-то «тихоход», который едет, моргая аварийкой, и машет рукой, мол, обгоняй – а там сплошная и хитрые гаишники в засаде.

2. На жёлтый тоже лучше не проезжать. Местные могут хоть на красный ехать – мы же едем только на зелёный свет, так что смотри пункт первый. Правда, такое «нарушение» легко оспорить – см. пункт 3.

3. Ещё один способ избежать наказания, даже, если вы что-то нарушили (несущественно) – потребовать составить протокол. Их за протоколы на туристов тоже… хм… по головке не погладят, так что на этом разговор может быть окончен.

Сразу оговорюсь, что это не призыв нарушать ПДД – это речь о случаях, когда остановили за «выезд на встречку через сплошную, которой на самом деле нет, но должны вот-вот нарисовать». Требовать протокол и пообещать тут же позвонить в собственную безопасность, в консульство и так далее. Естественно, если вы сбили человека, то такое дело не поможет. А вот всякие надуманные обвинения снимет тут же.

4. В Абхазии появилось «ОСАГО» для туристов. Причём, на его оформлении особо никто не настаивает, но вас могут остановить, проверить наличие ОСАГО и предложить купить полис «вооон в той палаточке» у родственника гайца. Там цена вопроса невысока, но тут уже на ваше усмотрение. В любом случае, у абхазов никакого ОСАГО и близко нет, и ничего вы с него не получите в случае аварии, даже, если железно виноват будет он. Так что это игра в одни ворота.

В принципе, если хотите, можно купить ОСАГО заранее на границе (там есть палаточка), чтобы был минус один повод придраться.

5. Вполне возможно, имеет смысл ехать в Абхазию с видеорегистратором на лобовом стекле. Всё таки одно дело ваше слово против слова инспектора ГАИ, а другое дело - документальное подтверждение. Наш водитель рассказывал, что ему один раз показали запись с видеокамеры, где совсем другой автомобиль был зафиксирован. 

Опять же, не 100%, что это всё поможет, с другой стороны, если вы знаете свои права, то проще отпустить вас и поймать более сговорчивых граждан.

И ещё из особенностей - на дорогах часто встречаются бесстрашные коровы. Сигналить им нет смысла, лучше останавливаться и ждать пока они пройдут и освободят дорогу. Но в целом, нас коровы не напрягали, а напротив, придавали колорит. Больше напрягают летающие по встрече абхазы.

Парковки в городах Абхазии

Парковки в городах есть, причём как платные, так и бесплатные.

Парковки в Новом Афоне

парковка в Новом Афоне
Платная парковка рядом с Новоафонской пещерой

парковка в Новом Афоне
Еще одна платная парковка в Новом Афоне рядом с пещерой

Например, в Новом Афоне рядом с одной из самых главных достопримечательностей - Новоафонской пещеры есть несколько парковок – платных. Стоят не дорого, 150 рублей за день. Мы были в августе – свободное место хоть и сложно, но можно было найти. (это цены на 2020 г, в 2022 г. парковка может стоить немного дороже).

Парковки в Гаграх

парковка в Гаграх
Бесплатная большая парковка в Гаграх рядом с заброшкой и недалеко от моря

парковка в Гаграх
Платная охраняемая парковка в Гаграх рядом с морем

В Гаграх – старой и новой – можно ориентироваться на яндекс-карты. Мы ставили машину сперва у заброшенного торгового центра – там было довольно пустынно. Это старая Гагра, а в новой парковались на большой стоянке рядом с аквапарком. Эта парковка обозначена как платная со шлагбаумом, но по факту, она была открыта и практически пуста. Возможно, из-за того, что аквапарк не работал.

Парковки в Пицунде

парковка в Пицунде
Бесплатная парковка в центре Пицунды

В Пицунде – там есть места для стоянки вдоль дороги в самом центре городка на участке вдоль ул. Гицба (см. ниже карту).

парковка в Пицунде

Важно смотреть на знаки. Если стоит знак «Остановка запрещена» - эвакуировать скорей всего не эвакуируют, - эвакуаторов мы там как-то не видели, но штраф вполне могут выписать.

Комментарии ()